Патриотическое воспитание детей
Патриотическое воспитание ребенка, его гражданская позиция формируется еще с детства. Эти задатки помогают школьникам, как в детстве, так и в будущем свободно действовать в любых изменяющихся условиях, ведь окончив школу, они поступают в институт, либо попадают в армию, а, возможно, на работу. И только человек с устойчивыми взглядами на жизнь и своей гражданской позицией способен быстро адаптироваться в различных ситуациях и справится с возникающими трудностями.
Обучаясь в Центре детского творчества уже более десяти лет, могу смело заявить, что дополнительное образование, помогает детям вовлечься в общественную и культурную жизнь, воспитывая в них патриотизм и гордость за прошлое и будущее России.
В День Победы в этом году учащиеся всех танцевальных коллективов Центра детского творчества вышли на главную площадь г. Елизово с грандиозной хореографической постановкой «Ода жизни!», режиссером-постановщиком которой была Галина Николаевна Ромашева – мой педагог, руководитель образцового хореографического коллектива «Огоньки». Я до сих пор помню, с каким трепетом и воодушевлением мы готовились к этому выступлению, какая колоссальная работа была проделана и с каким волнением мы выходили на площадь. Но самое главное, я никогда не забуду лица ветеранов в тот момент, когда они смотрели на результат наших общих совместных усилий.
«Ода жизни» - не единственная постановка на патриотическую тему. Этим же летом мы принимали участие в международном детско-юношеском «Гранд Фестивале» в г. Пизаро (Италия) с двумя номерами: «Дети войны» и «А музыки прекрасней нет», с которыми заняли первое место и, можно сказать, вернулись домой с победой.
Еще не угасло впечатление от участия в постановке «Ода Олимпийскому огню» так же на площади им. Ленина в преддверии зимних Олимпийских игр. Тот проект был даже не краевой, а федеральный и шанс быть причастным к этому может выпасть, наверное, единожды, что для нас явилось огромной частью. Все дети, участвующие в этой картине чувствовали большую ответственность, важность самого процесса и, самое главное, нас до конца не покидали чувства сплоченности, единения, причастности к чему-то великому и важному.
Галина Николаевна в ходе воспитательной работы с нами уделяет огромное внимание патриотической теме. Сначала, она пытается достучаться до наших сердец через рисунки будущих постановок - картины единства и мира, через музыку, прежде чем мы несем эти ощущения в люди. Для нее очень важно, что бы каждый прочувствовал самое главное, весь глубокий смысл происходящего на сцене.
Ирина Александровна Протасова – руководитель образцового хореографического коллектива «Фейерверк» Центра детского творчества поделилась, что для нее воспитание гражданской позиции является основой педагогической деятельности.
«Приоритетным направлением в работе с детьми считаю: воспитание достойного гражданина России. Патриотом не рождаются, патриот – воспитывается!», - говорит Ирина Александровна. Результаты творческой деятельности коллектива эти слова подтверждают в таких номерах, как «Родина моя милая» в исполнении младшей группы, «Курильский десант», «Опаленные» в исполнении старших и т.д.
Мне кажется, что еще одним важным компонентом в патриотическом воспитании детей является народное творчество, в процессе которого они изучают историю культуры и традиций своей страны или родного края. Такими номерами может похвалиться, каждый коллектив Центра детского творчества, в том числе. Это и «Самовар», «У моей России» (ОХК «Жемчужина, рук. Г.Э. Соловьева) «Русский перепляс», «Варенька» («Фейерверк»), «Калинка» («Огоньки»), «Топотуха», «Матаня» (ОХК «Ритмы детства», рук. О.В. Петренко), и т.д.
Галина Эдуардовна Соловьева - директор Центра детского творчества и хореограф с огромным стажем поделилась с нами, что в процессе работы над народными номерами она придает огромное значение духовному восприятию и отношению к творчеству самих учащихся. Только так представляется возможным донести духовность и глубину русской культуры до зрителя.
Руководитель образцового хореографического коллектива «Незабудки» Юлия Николаевна Гончарова в своей деятельности уделяет огромное внимание традициям коренных малочисленных народов Камчатского края. Работая над такими номерами, как «Танец соболей», «Алеуточка», «Чайки», «Камчадалочка» коллектив прикасается к истории края, его этнокультуре.
С творчеством коренных жителей Камчатки знакомятся на занятиях учащиеся декоративно-прикладного отдела. В Центре регулярно проводятся выставки изделий, сделанных руками учащихся и педагогов, фото-выставки на патриотическую тему. Объединение «Компьютерные технологии» и «Журналистика, реклама и паблик рилейшнз» проводят исследования по этой теме в своих проектных работах (например, уровень знаний жителей г. Елизово традиций и культуры коренных малочисленных народов севера Камчатки в проектной работе «Знай, цени, оберегай свой родной Камчатский край»)
Таким образом, можно сделать выводы о широте возможностей дополнительного образования в патриотическом воспитании детей. Конечно, здесь все играет роль: и семья, и общество в котором ребенок развивается, все его окружение, класс, педагоги, друзья. Тем ни менее, на мой взгляд, дети, которые с ранних лет занимаются дополнительно, в более старшем возрасте чем-то отличаются от сверстников, иначе реагируют на трудности, более творчески подходят к решению задач. Возможно, это есть тот самый стержень, сформированная устойчивая гражданская позиция.
Текст: Анастасия Любкина
Фото: из архива Центра детского творчества